Участники программы утилизации
старых автомобилей освоили половину денег, выделенных на период с марта
по ноябрь. Таков итог двух месяцев всероссийского обновления частного
автопарка. Между тем, не все звенья программы действуют слаженно.
"Эх! Еще б поездил на своей старушке!" – с сожалением говорит
мужчина.
Их любовь длилась 13 лет. И вот настало
время расставаться. Юрий Мамаев нашел молодую и прогрессивную. Но это
не измена, а программа утилизации автомобилей. В память о своей
"старушке" Юрий получил компенсацию на покупку новой машины - 50 тысяч
рублей.
"Для семейного бюджета это, конечно,
хорошо, потому что у меня старая машина уже 13 лет отбегала. За такие
деньги я бы ее не продал", - объясняет Юрий Мамаев.
Уже почти два месяца граждане сдают свои
старые авто в утиль. В рамках эксперимента, на который правительство
выделило в общей сложности около 11 миллиардов рублей, до 1 ноября этого
года предполагается реализовать 200 тысяч новых автомобилей. Но уже к
маю денежный лимит программы израсходован более чем на 50%. При этом в
автосалонах говорят: сертификаты гражданам мы выдаем быстро, а
компенсации получаем с серьезными задержками. Из-за этого возникают
очереди.
"Это первая часть программы: мы выписали
свидетельство, а потом идет некий такой инертный проход всей остальной
цепочки - это поставка автомобиля, оформление нового автомобиля. То
есть мы не можем быстро реализовать автомобиль, который нам поставляет
производитель в очень короткие сроки", - жалуется Владимир Торопов,
директор автосалона.
По данным Минпромторга, на текущий
момент выдано 109 тысяч из 200 тысяч заявленных сертификатов. Самая
популярная марка – вазовская "классика". Выбирают то, что недорого. Но
есть и другая статистика. На конец апреля из 65 тысяч обладателей
сертификатов на "Лады" только 24 тысячи получили авто. А цена успела
подрасти.
"Довольно большую часть вот этой премии в
50 тысяч рублей уже "съели" сами автопроизводители, которые, начиная с
февраля, постепенно повышают цены на наиболее популярные марки
автомобилей. Поэтому экономия потребителей не столь существенна, как
изначально задумывалось по программе утилизации автомобилей", - сетует
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации общества
потребителей.
Здесь битая - значит, нормальная. Готова
к утилизации. Чтобы отправить машину под пресс, ее нужно подготовить:
снять аккумулятор и колеса, слить топливо. Процесс доведен до
автоматизма.
"До 8 минут уходит на машину. Смотря
сколько бензина есть в машине, сколько она на стенде постоит", -
рассказывает сотрудник станции по утилизации.
На уничтожение старой - несколько минут,
на получение новой - несколько месяцев. При этом уничтожение-то в
буквальном смысле! На переработку идут только аккумуляторы и резина, все
остальное превращается в огромные кучи мусора. По словам специалистов,
никакого анализа сырья, полученного в результате переработки, не
ведется.
"Автопром не подготовился, может быть,
анализ был не совсем оптимистичный, нежели вот сама жизнь показала, как
реализуется этот эксперимент", - считает Юрий Воронцов, заместитель
генерального директора промышленной компании "Втормет".
На сегодня о выделении из бюджета
дополнительных средств на утилизацию речь пока не идет. И уже сейчас
понятно: если программу не продлят, всем желающим сертификатов не
хватит. Ответственней всего к эксперименту отнеслись непосредственно
автовладельцы: машины сдают помыв и заправив. Ведь для многих эта любовь
была первой.