Несмотря на то, что
автомобильные двигатели ломаются, на первый взгляд, всегда неожиданно, на самом
деле это не так. Прежде чем произойдет видимый отказ, они долго
"болеют". Так, например, в процессе работы трущиеся детали кривошипно-шатунного
механизма изнашиваются. Между ними могут возникнуть чрезмерно большие зазоры.
Тогда в соединениях коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, в
сопряжениях пальца с поршнем и шатуном появятся ударные нагрузки,
сопровождаемые стуками. Они могут привести к разрушению деталей.
Износ
цилиндров, колец и поршней приводит к уменьшению компрессии, потере мощности и
снижению экономичности двигателя.
Подвергаясь
большим нагрузкам, крепежные детали могут вытягиваться, их резьба - сминаться.
На
поверхности камеры сгорания, на днище поршня и на клапанах могут появиться
отложения нагара, что приводит к самовоспламенению смеси и перебоям в работе
двигателя.
Все
эти неисправности можно предупредить, если своевременно проверять работу
двигателя и устранять возникающие неполадки.
Для
обнаружения стуков и причин, их вызывающих, необходимо двигатель, прогретый до
80-85оC, прослушать с помощью фонендоскопа, состоящего из стержня с
мембраной и двух трубок со слуховыми наконечниками. Прикасаясь стержнем к
различным точкам двигателя, определяют его неисправность по характеру стука или
шума. Так, сильный глухой стук низкого тона в нижней части блока, который
хорошо прослушивается при резком изменении числа оборотов коленчатого вала,
указывает на недопустимое увеличение зазора в коренных подшипниках. Стук в
зонах, соответствующих верхнему и нижнему положению поршневых пальцев,
указывает на увеличение зазора в шатунных подшипниках. Резкий металлический
стук поршневого кольца, прослушиваемый в верхней половине цилиндра и исчезающий
при выключении зажигания в данном цилиндре, указывает на увеличение зазоров
между пальцами и втулками головок шатунов или отверстиями в поршнях.
Опытные
автомеханики умеют, как хорошие врачи, по звукам, запахам и другим косвенным симптомам
определить "заболевший" механизм, и предупреждают аварийные ситуации.
Не
претендуя на полноту изложения, попытаемся как-то систематизировать
разрозненные сведения, полученные от автомехаников и из специальной литературы,
предупредив заранее читателей, что не у всех двигателей признаки неисправностей
будут точно соответствовать нашим описаниям. Итак, передняя часть
автомобильного двигателя - это та часть, где расположены приводные
ремни. Как раз эта часть двигателя и является чаще всего источником
непредвиденных сигналов, прежде всего звуковых.
Так,
например, свист или жужжание предупреждают о неисправности генератора, водяного
насоса или привода распредвала. В случае, если свист и жужжание переходят в
визг, его причинами могут быть проскальзывание ремня генератора, отсутствие
смазки в подшипниках генератора и даже их заклинивание, замерзание или
заклинивание водяного насоса.
Стуки
в передней части двигателя могут быть вызваны следующими причинами:
-
износом деталей привода распредвала;
-
ослаблением крепления вентилятора, его шкива или его кожуха, а также крышки
ремня ГРМ;
-
ослаблением крепления шкивов генератора, вентилятора или даже коленчатого вала;
-
износом подшипников водяного насоса.
Легкое
периодическое постукивание в двигателе, если оно усиливается на поворотах,
может указывать на низкий уровень масла или на ослабление креплений самого
двигателя либо его деталей: приемной трубы выхлопной системы или корпуса
воздушного фильтра.
Если
при наборе двигателем оборотов постукивание усиливается, его возможными
причинами могут быть: увеличенные зазоры клапанов, изношенные коромысла или
погнутые штанги толкателей клапанов, изношенные толкатели или изношенный
распредвал, неисправный клапан или его пружина (при этом двигатель может
троить).
Сильный
стук на холостых и рабочих оборотах (иногда сопровождается миганием лампочки
давления масла) может сигнализировать об износе вкладышей нижней головки шатуна
или коренных вкладышей.
Грохот
в двигателе, работающем под нагрузкой, может являться следствием износа
коренных подшипников. Если лязг металла слышно при переключении скоростей, его
источником может быть разболтанный маховик. Грохот может также говорить о
разбитом посадочном отверстии шкива или изношенной шпоночной канавке.
Детонация
(металлические стуки в двигателе) при движении на подъем или с ускорением - это
процесс неуправляемого (взрывного) сгорания топливо-воздушной смеси в
бензиновых двигателях, причинами которого могут быть: неправильная регулировка
угла опережения зажигания, низкооктановый бензин, свечи не того типа, выход из
строя вакуум-корректора прерывателя-распределителя. Если устранение этих причин
не прекращает детонации, двигатель необходимо отдавать в ремонт.
Детонацию
не следует путать с хлопками поршней при запуске холодного двигателя. Такие
хлопки не опасны, однако если они слышны при ускорении с хорошо прогретым
двигателем, это указывает на увеличение зазора между поршнями и цилиндрами. В
этом случае двигатель подлежит ремонту.
При
запуске холодного двигателя стук и даже грохот могут быть вызваны тем, что
давление масла растет слишком медленно. Это происходит либо из-за низкого
уровня масла, либо из-за износа масляного насоса, либо из-за износа коренных
вкладышей или выхода из строя предохранительного клапана. Аналогичные симптомы
можно наблюдать, если в двигатель залить не то масло, которое ему нужно, или
неправильно подобрать масляные фильтры.
Часто
в салоне автомобиля можно услышать посторонние запахи, которые также могут
предупреждать о неисправности автомобиля.
Так,
например, запах кислоты может указывать на ее подтекание из треснувшего или
переполненного аккумулятора, а запах паленой тряпки, скорее всего, подсказывает
водителю, что он не отпустил ручной тормоз или замешкался с педалью сцепления.
Могут также слегка подклинивать тормоза.
Наиболее
частый случай - в салоне пахнет бензином. В этом могут быть виноваты:
переполненный бензобак или утерянная крышка от него; течь в бензобаке,
бензонасосе, бензопроводе и т.д.; подтекание бензина через дренажное отверстие
бензобака; выход из строя игольчатого клапана карбюратора.
Запах
масла может сопровождать пассажиров и водителя автомобиля в тех случаях, когда
утеряна крышка маслозаливной горловины или пробита прокладка клапанной крышки.
Может быть забита система вентиляции картера. Чаще всего запах масла говорит о
том, что двигатель сильно изношен, поэтому дымит. Кстати, в таком случае
водитель должен заметить повышенный расход масла на угар.
Особое
внимание водителей хочется обратить на сигнальную лампочку давления масла. Если
она долго не гаснет, следует проверить, то ли масло и в том ли количестве
залито в двигатель. Полезно также проверить исправность датчика давления масла
на двигателе. Если все проверенное в порядке, лампочка не замкнута на массу,
следует проверить масляный насос, а затем и коренные вкладыши.
Если
лампочка давления масла на поворотах "подмигивает" - это следствие
либо низкого уровня масла, либо периодического замыкания провода датчика
давления на массу.
Очень
противный визг, тон которого повышается вместе с оборотами двигателя,
свидетельствует о весьма неприятных явлениях: выходе из строя подшипников
водяного насоса или подшипников генератора, впускной коллектор или карбюратор
подсасывают воздух. Может быть и такое, что шестерня стартера не вышла из
зацепления с зубчатым венцом маховика.
Подсос
воздуха между карбюратором и впускным коллектором сопровождается свистом. Место
неисправности может быть обнаружено при помощи мыльного раствора, который
кистью наносится на подозрительную зону.
Свист
в районе карбюратора может также появляться в случаях повреждения или неплотной
посадки шланга вакуумного усилителя тормозов (если он есть), шланга
вакуум-корректора зажигания, неправильной установки воздушного фильтра, а также
износа оси дроссельной заслонки.
"Просечка"
выхлопных газов, особенно слышная при ускорении, является следствием пробоя
выхлопной системы (приемной трубы, прокладки выпускного коллектора и т.д.).
Иногда все намного проще, и после подтяжки крепления приемной трубы нормальная
работа двигателя восстанавливается.
Перебои
в подаче топлива, приводящие иногда к остановке двигателя, могут быть
следствием неисправности пробки впускного клапана топливного бака, снижения
давления и производительности топливного насоса, попадания в бензин воды и ее
замерзания в трубопроводах. Поскольку топливный насос является сложным
агрегатом, его лучше проверять непосредственно на двигателе. Для этого
отсоединяют трубку от карбюратора и проворачивают коленчатый вал или действуют
рычагом ручной подкачки. Из трубки должна выбрасываться полная струя топлива.