Системы электронного управления вращением колес.
Даже начинающему автомобилисту известна аббревиатура
4WD, обозначающая привод на все 4 колеса. Соответственно, под аббревиатурой
FF “скрываются” переднеприводные, а под FR - заднеприводные машины.
К преимуществам полноприводных автомобилей следует отнести высокую
проходимость и устойчивость на бездорожье, а также хорошую сцепляемость
всех четырех колес с дорогой.
Системы рассматриваемого рода подразделяются в
целом на две основные группы:
1. Система “Парт-Тайм” - обеспечивает в обычном режиме движение
с приводом на два колеса и, в случае необходимости, переключение
привода на все 4 колеса.
2. Система “Фул-Тайм” - осуществляет привод на все 4 колеса в постоянном
режиме.
Сейчас подавляющее большинство автомобилей оснащаются
системами привода 4WD на все 4 колеса, подразделяющимися на три
основных модификации:
“Санта-Дефу” - с центральным дифференциалом;
“Бискаку” и “Торуку Супуритто” - со вспомогательным вращающим моментом.
При использовании системы “Парт-Тайм” незначительная
разность между частотами вращения передних и задних колес автомобиля
вызывает тормозящий эффект.
Системой “Фул-Тайм” 4WD подобная разность частот
вращения компенсируется, причем для устранения упомянутого выше
тормозящего эффекта между передними и задними колесами размещаются
система VCU и центральный дифференциал.
Система модификации VCU. Принципиальная схема
этой системы базируется на использовании вязкостных свойств и характеристик
силиконового масла. В саморегулируемой муфте сцепления “Бискаку”
применяется принцип передачи вращательного момента высоковязким
силиконовым маслом, размещающимся между двумя параллельными вращающимися
дисками, за счет разности вращения. В то время как в обычном режиме
система обеспечивает привода на два колеса, при холостом ходе передних
или задних колес она осуществляет передачу крутящего момента ведущего
вала на соответствующие колеса в условиях привода уже на все 4 колеса.
Система модификации с распределением крутящего
момента. Системами данного рода, обеспечивающими эффективный контроль
величины крутящего момента на ведущем валу в соответствии с рабочими
характеристиками движения автомобиля, оборудуются модели “Легаси”
и “Скайлайн”. Компьютером в этой системе производится управление
распределением движущей силы (приводящего усилия) за счет механизма,
передающего крутящий момент на ведущие колеса путем изменения передаваемой
трансмиссией мощности многодискового сцепления, работающего в масляной
ванне. На автомобилях ряда моделей данная система комбинируется
с системой антиблокировки тормозов на все 4 колеса.
Система модификации с центральным дифференциалом
(ЦД). Принципиальная схема системы базируется на свойстве ЦД компенсировать
разность частот вращения. Дифференциал, размещенный между передними
и задними колесами автомобиля, компенсирует разность вращения колес
и устраняет (предотвращает) тем самым эффект торможения. Тем не
менее, слабым местом системы является неспособность передачи с его
помощью крутящего момента с ведущего вала на одно отдельно взятое
колесо, вращающееся на холостом ходу
Газета "АВТОмобилист" 30 ноября 2000г
№ 20 (304).
|