Зачем нужен подогрев топлива?
В крепкие морозы владельцы дизельных автомобилей часто
сталкиваются с проблемой холодного пуска двигателя, заметным снижением
его мощности и появлением провалов в работе. «Виновник» этих
отрицательных явлений - содержащийся в дизельном топливе парафин,
который при снижении температуры кристаллизуется. Размеры кристаллов
парафина больше, чем поры элементов топливных фильтров, в результате
чего фильтры полностью или частично теряют свою пропускную способность.
Вследствие всех этих явлений топливоподача либо вообще прекращается,
либо горючее подается не в полном объеме. Некогда популярные у
отечественных автовладельцев способы борьбы с парафином - посредством
пламени факела или паяльной лампы, а также смешивание солярки с
керосином и бензином - постепенно уходят в прошлое из-за неудобства
применения и негативных последствий.
В настоящее время используются специальные присадки к дизтопливу
(депрессаторы), электрические и тосольные устройства подогрева.
Присадки-депрессаторы, препятствующие образованию крупных кристаллов
парафина, с одной стороны, увеличивают стоимость топлива, а с другой -
не всегда эффективны. Например, добавлять депрессаторы в дизтопливо
следует до наступления холодов, при температурах не ниже -4° С, так как
при более низкой температуре (ниже -5° С) парафин уже начинает
кристаллизоваться и присадки не «работают».
Эффективно бороться с образованием кристаллов в любых условиях
позволяют системы электрического и комбинированного подогрева топлива,
которые расплавляют уже выделившиеся парафины. Такие нагревательные
элементы устанавливают на самые критические узлы топливной системы -
фильтры тонкой и грубой очистки топлива. При этом предпусковой
подогрев, необходимый для накопления нужного количества топлива для
запуска и разогрева двигателя, осуществляется электрическим
нагревателем, установленным на фильтр грубой очистки топливозаборника,
а эксплуатационный подогрев при работе – нагретой «обраткой, или
нагретой «обраткой и разогретой охлаждающей жидкостью (тосолом),
циркулирующей по топливозаборнику».
На рынке представлены различные виды подогревателей отечественного и
иностранного производства. Они имеют электрические нагревательные
элементы, в том числе позисторные, имеющие обычно температуру
переключения 120-130°С и стабилизированную температуру поверхности не
превышающую 145°С. После нагрева до этой температуры, количество тепла,
генерируемого позисторами, и потребляемый ими ток резко снижаются и
повышение температуры их поверхности прекращается. Это свойство
позволяет длительно эксплуатировать данные подогреватели
при погружении в дизельное топливо без риска пожара. Позисторные
подогреватели в конструкциях минского ОДО «НОМАКОН» пожаро - и
взрывобезопасны, питаются от бортовой сети автомобиля 12 - 24 В и имеют
большой срок службы.
Включение системы электрического подогрева осуществляется водителем из
салона. Мощность электрического подогревателя фильтра обогреваемого
топливозаборника или насадки в зависимости от расхода топлива может
изменяться от 15 до 150 Вт при номинальном напряжении питания 12 В и от
25 до 275 Вт при номинальном напряжении питания 24 В, обеспечивая
плавление парафинов и подогрев до температуры фильтруемости топлива
всего за 3-5 минут (даже при температуре окружающего воздуха -40° С).
При нагреве «обратки» и охлаждающей жидкости до 40-50°С в
топливозаборниках с комбинированным подогревом, электрический
нагреватель может быть отключен.
При установке подогреваемого топливозаборника или насадки пробег машины
увеличивается, а все расходы по дооборудованию автомобиля окупаются
экономией на присадках в топливо, меньшим износом двигателя при
холодных пусках, сбереженным энергоресурсом аккумуляторной батареи и
т.д. Применение подогрева страхует водителя от возможных временных и
материальных потерь из-за проблем с пуском двигателя, позволяет хранить
автомобиль на открытой стоянке зимой и избавляет от необходимости
буксировать машину в теплый бокс для обеспечения запуска.
Выбор подогревателя топлива минского ОДО «Номакон» или импортного
остается за покупателем, но соотношение качество /цена у «Номакона»
значительно выше, чем у импортных.
Разновидности солярки.
Существуют три сорта дизельного топлива - летнее, зимнее и
арктическое, различающиеся между собой, прежде всего содержанием
парафина. Для получения зимней и арктической солярки горючее подвергают
депарафинизации (технология удаления из состава топлива парафина,
повышающая его себестоимость). Летнее дизтопливо такой обработке не
подвергается, поэтому парафин в нем начинает кристаллизоваться при -5°
С (температура помутнения по ГОСТ 305-82 для умеренной климатической
зоны). В зимнем сорте это происходит при -25° С. На заправках в
зависимости от сезона представлены два сорта топлива - летнее и зимнее.
Однако, как правило, из-за малого оборота и для привлечения клиентов
более низкой ценой, на АЗС в зимний сезон продают летнюю солярку. Как
раз после заливки такого топлива у владельцев дизельных машин и
возникают серьезные проблемы, а особенно когда находишься далеко от
населенного пункта! Более подробно характеристики дизтоплива можно
посмотреть в ГОСТ 305-82.