Экономия на соляре
Редко какая тема вызывает больший интерес и посещаемость, чем
обсуждение вопроса экономии топлива. Но что поразило меня больше всего,
так это то, что очень часто эти обсуждения плавно переходят к
проблемам, где можно купить это топливо за полцены, а затем к банальным
предложениям о его продаже.
В реальной жизни большинству из нас (учитывая, что в основном
читающие эту статью - владельцы дизельных автомобилей) когда-либо
предлагали левую сoлярку за полцены. Предложение заманчивое, и я
сомневаюсь, что многие из вас отказались от него. Более того, многие
стараются перевести это сотрудничество на постоянную основу. Ну как
можно отказаться, когда в голове сразу выстраиваются цифры расчетов:"А
вот за месяц я смогу сэкономить столько-то! А за год, так совсем куча
денег получается! Да если постоянно заправляться слева, то за десять
лет вообще можно на новую машину накопить!"
К сожалению, радужные иллюзии для всех этих любителей экономии
когда-либо заканчиваются. Для кого-то через год, а для кого-то и после
первой заправки, когда им приходится столкнуться с неисправностью
топливной аппаратуры. Причем процент счастливцев, которых не коснулась
эта участь, крайне мал, а с дальнейшим увеличением пробега на том же
левом топливе, еще больше уменьшается.
Что дает мне право делать такие утверждения? Большой опыт ремонта
ТНВД дизелей и эксплуатации автомобилей, которых я поменял достаточно
много. Я не буду разубеждать тех владельцев автомобилей, которые попали
в экстремальную ситуацию: кончилось топливо, до ближайшей заправки
неизвестно сколько километров, хочешь - не хочешь, но нужно
останавливать любую проходящую машину и просить заправить. Ситуация
безвыходная, и ничего здесь не поделаешь. Это сродни с игрой в русскую
рулетку: пистолет заряжен одним боевым патроном и он может достаться
именно вам.
Когда же человек из раза в раз продолжает заправляться левым
топливом, слитым из бака другого транспортного средства, то даже просто
по теории вероятности ему когда-либо достанется тот самый боевой
выстрел. "В чем же разница?",- скажете вы. "Ведь тот же самый Камаз
заправляется с тех же заправок, что и я? А это значит, что у меня такая
же вероятность кончить топливную аппаратуру, если я буду заправляться с
заправочной станции."
И вот здесь кроется ваша ошибка. Да, действительно, и Камазы, и
любая другая техника заправляется с одних и тех же АЗС, только вот вам
достается уже совершенно другая солярка. Предвижу вашу ехидную
улыбку:"Чем она хуже?" А вы, вообще, видели всю процедуру, как сливают
дизельное топливо из баков, перед тем как продать его вам? В
подавляющем большинстве случаев, эта процедура выглядит следующим
образом: берется первое попавшееся ведро, ставится под бак, открывается
сливная пробка и топливо сливается в ведро, а уж затем переливается в
канистру, которая будет продана вам. Внешне, ничего страшного в
процедуре нет. Только вы, вероятно, забыли об объективных физических
законах. Вода и грязь тяжелее топлива и осаждаются на дне бака. Когда
топливо сливают, в первую очередь в ведро попадают именно вода и грязь.
Для того же водителя Камаза - это благо, и вовсе не потому, что он
получит деньги за проданную солярку. Просто слив вам топливо, он
избавляется от воды и грязи, скопившейся на дне бака, вы же получаете
их. Можно, конечно, сказать, что раз он постоянно продает топливо, то
бак у него должен быть чистый. И опять вы не правы. Дело в том, что за
день он заправляет в бак гораздо больше, чем вы за неделю, а то и за
месяц. И отстой воды и грязи у него будет регулярный. Предположим, что
вы заявляете мне, что топливо из бака ваш продавец вам сливает шлангом,
что, казалось бы, должно избавить вас от воды и грязи, выпавшей в
осадок. Тогда следующий вопрос: неужели он так заботится о вас, что
перед тем как слить вам топливо из своего бака, моет ведро и шланг
соляркой? Что-то ни разу не видел у трактористов и водителей Камазов
чистых ведер и шлангов, хотя достаточно времени проработал в автобазе.
Признаюсь честно, также как и вы, некоторое время покупал дизельное
топливо у тех же водителей за полцены. Если быть точнее, они сами
приносили мне его. Потребности сервиса в дизельном топливе достаточно
большие: топливо нужно не только для работы стендов по топливной
аппаратуре и форсунок, но и элементарной мойки тех же ТНВД и форсунок.
Топливо заливалось в 200-литровые бочки и отстаивалось, что, казалось
бы, должно было гарантировать его чистоту. В такой ситуации, когда
топливо - вот оно под боком, да к тому же еще и дешевое, просто грешно
было не воспользоваться им для заливки в свой автомобиль. Что я и
делал.
Результаты эксперимента можно считать вполне объективными, так как
получилось, что перед самым экспериментом я снял ТНВД и отремонтировал
его, поставив к тому же новую плунжерную пару. Так уж получилось, что
через 5 тысяч километров после этого у меня пробило прокладку головки
блока. Ну а поскольку, при снятой головке доступ к ТНВД очень простой,
я решил снять и его. Результаты проверки снятого ТНВД не скажу, что
шокировали меня, но заставили крепко задуматься. Износ плунжерной пары
и кулачковой шайбы соответствовали пробегу около 50 тысяч километров
нормальной эксплуатации. Я понял, что глупо экономить на дешевом
топливе. Даже для меня, хотя мне тратиться нужно только на запчасти, а
вам придется оплачивать еще и работу слесаря по топливной аппаратуре, а
это очень квалифицированная работа (соответственно, и
высокооплачиваемая).
Окончательно убедился я в своем выводе, когда увидел, что скопилось
у меня в бочке. Дело в том, что в течение нескольких месяцев, я
периодически то доливал в нее покупаемое топливо, то брал его из бочки
на свои нужды для сервиса. Мы решили поменять бочку на более новую и
стали переливать топливо из нее. На дне оказалось более 50 литров воды
и грязи. А ведь когда мы заливали в нее топливо, оно казалось нам
вполне чистым. Почему-то все считают, что для того, чтобы погубить
аппаратуру, нужно месяцами ездить на плохом топливе. Это заблуждение.
Чтобы кончить ТНВД, и в частности плунжерную пару, достаточно и пяти
минут, если в баке у вас окажется достаточно много воды и грязи.
Естественно, что после того случая я никогда не заправляю в бак
своей машины солярку, слитую с автомобилей. Когда у меня спрашивают
совета по поводу заправки за полцены, я обычно отвечаю так: "Не
надейтесь, что вам удастся сэкономить хоть сколько-нибудь таким
образом. Максимально, чего вы добьетесь - это отложите деньги, чтобы
впоследствии отдать их нам - специалистам." Клиенты соглашаются со
мной, кивают, но стоит в этот момент подойти очередному трактористу с
предложением купить подешевке топливо, и тотчас можно услышать:"А по
какой цене?" А ведь он только что заплатил мне немалые деньги за ремонт
топливной аппаратуры.
Что ж, жадность неискоренима...
|