Описание и принцип работы клиноременных
вариаторов
(CVT)
В последние годы всё чаще
слышно про автомобили оснащённые
клиноременными вариаторами (CVT).
Аббревиатура расшифровывается
следующим образом - CVT (Continuously Variable
Transmission), что можно перевести как
трансмиссия с плавно изменяемым
передаточным числом. Этот новый тип
трансмиссии устанавливают на
автомобили различных марок, включая и
все ведущие японские компании по
производству автомобилей. Рассмотрим
принцип работы и те преимущества,
которые даёт новая трансмиссия на
примере разработок в этой области у
компании NISSAN.

NISSAN лидирует в мире по
разработке коробок передач с непрерывно
изменяющимся передаточным числом - CVT (фирменное
название - Hyper CVT). На выпускаемую в
Англии модель MICRA коробка передач CVT
устанавливается с 1992 года. Однако CVT,
устанавливаемая на автомобили сегмента
D c 1997 года - открытие совершенно нового
поля деятельности. Этой трансмиссией
начали оснащать модели PRIMERA, BLUEBIRD, AVENIR с
1.8 и 2-х литровыми двигателями. Эти машины
- не только первые авто из сегмента D, на
которые устанавливается CVT, но и первые в
мире автомобили с двухлитровым
двигателем и такой коробкой передач.
Вариатор CVT предоставляет водителю
возможность выбора режимов движения,
аналогичных обыкновенным
автоматическим коробкам: P-R-N-D-L. В новой
коробке CVT М-6 с возможностью выбора
фиксированных передаточных отношений,
справа от традиционной прорези
находится еще одна, по которой рычаг
селектора может перемещаться к знакам
"плюс" или "минус", означающих
повышение или понижение передачи, рис. 2.
При рычаге
селектора, находящемся в этой прорези,
водитель может пользоваться одним из
шести зафиксированных передаточных
чисел. Этот рычаг можно просто двигать
вперед - назад для переключения на
повышающую или понижающую передачу.
Новая коробка передач CVT М-6 предлагает
водителю больше возможностей при выборе
режима движения: спокойное,
расслабленное при автоматическом
режиме или более динамичное при ручном.

Рис.2.
Рычаг селектора CVT M-6
CVT предпочтительней
обычной автоматической трансмиссии, так
как проще, экономичнее и совершеннее.
Как и обыкновенная автоматическая
коробка, CVT позволяет водителю не
напрягаться выбирая передачи. Но вместо
ее фиксированных передаточных чисел, CVT
самостоятельно выбирает передачу из
бесконечного их количества в
соответствии с условиями движения и
режимом, выбранным водителем.

Рис.3.
Сравнение режимов работы обычной
автоматической
трансмиссии
и клиноременного вариатора
Использование
традиционной автоматической коробки
ведет к повышенному расходу топлива
вследствие потерь на внутреннее трение
и скольжение в постоянно вращающихся
частях планетарных редукторов, к тому же
включение и выключение передач может
вызывать такие же рывки, как при
неудачном переключении передач в ручной
трансмиссии.
В CVT планетарные
редукторы и связывающие их элементы
заменены двумя шкивами переменного
диаметра, связанными сегментированным
стальным ремнем. Один из шкивов является
ведущим (приводимым во вращение
двигателем), а другой - ведомым, от
которого идёт привод на колёса. Схему
работы CVT можно понять из
рисунка 4. Привод включается через
электромагнитное сцепление. Система
настроена на оптимальное использование
режима работы двигателя и обеспечивает
идеальную плавность при изменении
передаточного числа.
Чтобы использовать
больший крутящий момент двухлитрового
двигателя, в новой CVT использован более
широкий и крепкий стальной ремень, а
система управления шкивами работает под
более высоким давлением жидкости в
магистрали. Привод ведущего шкива
регулируется гидротрансформатором,
сходным с обычными автоматическими
трансмиссиями, вместо
электромагнитного сцепления. Этот
гидротрансформатор позволяет
автомобилю, оснащенному новой CVT,
медленно двигаться при отпущенной
тормозной педали, что облегчает
парковку и троганье на подъемах.

Рис
4. Принцип работы вариатора типа CVT
Чтобы предотвратить
традиционный для гидротрансформатора
повышенный расход топлива, NISSAN
разработал изолирующий
его блокирующий механизм. Благодаря ему,
разница в расходе топлива автомобилей с
ручной трансмиссией и CVT или CVT М-6 очень
мала. Поэтому водитель, остановивший
выбор на любой из этих трансмиссий,
может пользоваться всеми
преимуществами обыкновенной
автоматической коробки передач,
совмещая их с совершенством и низким
расходом топлива CVT.

Рис.5.
Расстояние, которое проходят автомобили
с
обычной
автоматической трансмиссией и CVT, на
одном литре топлива
Как и все системы
новой трансмиссии, блокировка
гидротрансформатора, выполняющего роль
сцепления, контролируется электроникой.
Контрольный блок CVT управляет всеми ее
функциями и узлами:
гидротрансформатором, гидравлическим
масляным насосом, собственно
переключением передач, включая заднюю, а
также ручным режимом работы CVT М-6.

Рис.6.
Вариатор типа CVT в
разрезе
Активизированный
селектором, ручной режим CVT М-6 выбирает
одно из шести заранее
запрограммированных передаточных чисел.
Пять из них близки к передаточным числам
обыкновенной ручной коробки передач,
шестая - оптимально подобрана для
экономичного движения на высокой
скорости. Далее водитель переключает
передачи простыми движениями селектора
вперед - назад. Например, при включенной
пятой передаче, что высвечивается на
специальной шкале панели приборов, два
движения селектора назад означают
переход на третью передачу, одно вперед -
на шестую.
Система
разрабатывалась вместе с новыми
двигателями и шасси автомобиля на
огромном количестве дорог
Великобритании, Европы и Японии. Время
переключения передач оптимизировано и
значительно быстрее времени
переключения на ручной коробке. На
автомобиле, оборудованном CVT М-6,
водитель столь быстро и плавно
переключает передачи, особенно
понижающие, потому что ему не нужно
подстраиваться под обороты двигателя и
нажимать педаль сцепления.

Рис.7.
Сравнение эффективности работы 5-ти
ступенчатой
механической
трансмиссии и CVT M-6
Как альтернатива,
стандартная CVT имеет спортивный режим,
управляемый кнопкой на селекторе. В этом
режиме трансмиссия работает в районе
оборотов двигателя, при которых
достигается максимальная мощность и,
как следствие, более быстрый разгон и
торможение двигателем. Спортивный режим
впервые появился на данном вариаторе CVT.
В заключение отметим, что CVT является
куда более совершенным типом
трансмиссии по сравнению с
традиционными автоматическими
коробками передач. Совершенство
проявляется в более лучшей динамике
разгона, меньшем расходе топлива, более
плавной езде у автомобилей оснащённых
клиноременными вариаторами. И в тоже
время, CVT проще по
конструкции, чем традиционные "автоматы".
Думается, что в недалёком будущем
автомобили оснащённые CVT полностью
вытеснят машины, оснащённые обычными
"автоматами" и сильно потеснят
машины с "механикой".
Статья
подготовлена с использованием
материалов сайтов:
http://www.nissan.ru
http://www.nissan.co.jp
http://old.illan.ru