Как
улучшить пассивную безопасность современных автомобилей? Чтобы показать
безопасный автомобиль будущего, специалисты компании Mercedes
подготовили концепт ESF 2009, напичканный множеством интересных
устройств.

Основой
безопасного концепта послужил новейший Mercedes S400 Hybrid. Надо
сказать, что безопасный автомобиль оборудован максимальным количеством
известных устройств, повышающих пассивную безопасность. Даже привычные
фронтальные подушки безопасности наполняются, предварительно анализируя
комплекцию водителя и положение сидений! Впрочем, количество эйрбегов в
будущем неизбежно увеличится. Первыми появятся подушки, встроенные в
ремни безопасности и снижающие нагрузку на грудную клетку. Затем
производители внедрят боковые подушки, разделяющие пассажиров, чтобы
при столкновении сидящие рядом не нанесли друг другу повреждений.

Кстати,
подушки безопасности будут не только защищать пассажиров, но и…
останавливать автомобиль! Если столкновение неизбежно, «тормозные»
эйрбеги, расположенные под днищем и обработанные специальным
фрикционным покрытием, заблаговременно раскроются и увеличат
интенсивность замедления. Подобное решение поможет конструкторам
сократить габариты автомобилей будущего – на скорости 50 км/ч подушки
увеличивают интенсивность замедления до 20 м/с, что равносильно
удлинению передней части кузова на 180 мм. Причем «тормозные» эйрбеги
предотвращают клевок автомобиля при резком торможении и кузов (а
значит, водитель и пассажиры) встречает удар в оптимальном положении.
Интересная задумка!

Но
гораздо большее удивление вызывает попытка специалистов Mercedes
удалить… боковые брусья безопасности. Для тех, кто не силен в
конструкции автомобиля, поведаем немного теории. Внутри дверей каждого
современного автомобиля спрятаны защитные профили, нередко именуемые
брусьями безопасности, которые призваны поглощать и правильно
перенаправлять энергию удара. Разумеется, подобные профили довольно
массивны, поэтому инженеры, подбирая оптимальную конфигурацию и
материал, пытаются облегчить как брусья отдельно, так и двери целиком.
Мерседесовцы предложили абсолютно новаторское решение – вовсе убрать
брусья безопасности, заменив их металлическими «пакетами», встроенными
между дверных панелей. Такие «пакеты», перед столкновением надуваемые
газовым генератором до давления в 10-20 бар, отлично заменяют
металлические профили и позволять облегчить автомобиль на несколько
килограммов. Недостаток такой системы один – ее сложность, а значит,
дороговизна.

Дальше
– больше. Автомобиль оборудован улучшенной системой Pre-safe (последняя
хорошо известна владельцам современных Mercedes), которая автоматически
активирует тормоза на полную мощность, когда датчики фиксируют
неизбежный удар сзади. Зачем? Тут конструкторы преследуют несколько
целей. Во-первых, предотвратить выкатывание автомобиля на перекресток
и, соответственно, не допустить столкновения со стоящими впереди или
едущими слева и справа автомобилями. Во-вторых, снизить тяжесть
возможных травм позвоночника, точнее, его шейного отдела. Вот так! Надо
сказать, что в скором будущем подобную опцию получат все автомобили,
оснащенные системой Pre-safe.

Конечно,
все перечисленное пригодится, если столкновение произойдет. Но как
избежать аварии? Мерседесовцы предлагают оснащать автомобили системой
приема и передачи данных о дорожной ситуации. Причем источником
подобной информации могут стать и стационарные устройства, и встречные
автомобили. Предупрежден – значит, вооружен! А если водителю на ночной
трассе не встретятся такие информаторы? Тогда поможет другая интересная
особенность ESF 2009 – «умные» фары с возможность корректировки
освещаемой поверхности (включением или отключением отдельных
светодиодов). Это нужно, чтобы эффективно освещать дорожную поверхность
и предотвратить ослепление встречных водителей. Причем система,
дополненная камерой ночного видения, способна самостоятельно направить
мощный поток света туда, где в темноте скрылась невидимая водителю
преграда.
Вот такой он, безопасный автомобиль будущего.
Mercedes ESF 2009 опровергает заявления скептиков, утверждающих, что в
области пассивной безопасности все резервы исчерпаны. В ближайшем
будущем автомобили станут намного совершеннее и безопаснее!
Алексей КОВАНОВ