На
топливную экономичность влияют самые разнообразные факторы: это
характеристики двигателя и трансмиссии, масса и загрузка автомобиля,
аэродинамика кузова, сопротивление качению, своевременное
техобслуживание, состояние дороги и, наконец, манера вождения. При
движении в городских условиях с относительно малыми скоростями
сопротивление качению является более значимым для экономии топлива,
нежели аэродинамическое сопротивление. Величина сопротивления качению
главным образом зависит от конструкции каркаса шины. По своим
техническим характеристикам шины с радиальным кордом значительно
превосходят шины с диагональным кордом: они не только уменьшают
сопротивление качению примерно на 50%, но и улучшают сцепление с мокрой
или заснеженной дорогой, к тому же они более долговечные.
При
холодном пуске автомобиля трение в двигателе и в силовой передаче очень
велико, что значительно ухудшает показатели топливной экономичности по
сравнению с показателями, характерными для пуска полностью прогретого
автомобиля. В новом или только что отремонтированном автомобиле потери
на трение в двигателе могут быть достаточно большими. По мере подгонки
деталей трение постепенно снижается. Исправное техническое состояние и
правильная регулировка систем автомобиля является залогом нормального
потребления топлива. Так, к примеру, неправильная установка момента
зажигания повышает расход топлива на 15%!
Что касается
технического обслуживания, то здесь, в первую очередь, необходимо
своевременно менять воздушный фильтр. Как известно, при недостатке
воздуха для приготовления топливо-воздушной смеси расходуется гораздо
больше бензина. Также необходимо регулярно проверять давление в шинах –
недостаточное давление отрицательно сказывается на расходе топлива
(чтобы получить адекватные показатели, делать это нужно на холодных
шинах). Своевременная замена моторного масла уменьшает износ двигателя и
снижает энергопотребление. В целях экономии лучше заливать в двигатель
легкие синтетические или полусинтетические моторные масла с низким
коэффициентом вязкости. По сравнению с минеральными маслами, у которых
более высокая вязкость, такие масла несколько снижают потребление
топлива и облегчают пуск двигателя.
Если у вас иномарка с
пневмоподвеской, рекомендуем выбрать самое нижнее положение – при низком
клиренсе сопротивление автомобиля будет ниже. По поводу коробки
передач: оптимальным режимом является езда на максимальной передаче с
минимально возможной для нее скоростью. Наиболее экономичный диапазон
работы двигателя находится в пределах от 1500 до 2000 оборотов.
Передаточное число КП – весьма существенный фактор, влияющий на расход
топлива и износ двигателя, так как механическая работа двигателя и его
ресурс определяются не пробегом автомобиля, а суммарным числом оборотов
коленвала. Поэтому движение на понижающих передачах увеличивает расход
топлива и износ двигателя при одном и том же пробеге автомобиля.
Что
касается дополнительных опций, повышающих уровень комфорта, то при
работе автомагнитолы, кондиционера или еще более сложного
климат-контроля расход топлива возрастает приблизительно на 15%. В
летний период открытые окна могут быть неплохой альтернативой
кондиционеру, но при этом нужно иметь в виду, что при движении с большой
скоростью опущенные стекла негативно сказываются на аэродинамике и,
соответственно, на расходе топлива. Также губительно на расходе
сказываются включенные фары, обогрев стекол и громкая музыка (особенно
если установлены сабвуферы и дополнительные усилители). Совет здесь
только один – старайтесь пореже включать лишние потребители тока,
которые создают дополнительную нагрузку на генератор, и как следствие,
мотор сжигает больше топлива.
Автолюбители не понаслышке знают,
что аккуратная манера вождения, с плавным троганием с места и таким же
торможением, позволяет немало сэкономить. К тому же, езда с постоянной
скоростью снижает нагрузку на узлы авто. Если остановка длится дольше 30
секунд, мотор лучше заглушить. Машина с грузом потребляет больше
топлива, поэтому не возите с собой ненужные вещи. Установленный на крыше
багажник значительно увеличивает аэродинамическое сопротивление,
поэтому, если в нем нет постоянной необходимости, его лучше
демонтировать.
Планируя дальние поездки, не стоит забывать и о
сезонном факторе. Большинству водителей хорошо известно, что летом
расход топлива значительно меньше, чем в холодное время года.
Характеристика дорожного покрытия – весьма немаловажный фактор. При
движении по гравию или песку, а также мокрым и заснеженным дорогам
расход бензина выше. Условия окружающей среды также влияют на топливную
экономичность, начиная от влияния температуры на гистерезисные потери в
шинах, трение в двигателе, требуемый состав топливной смеси и кончая
влиянием влажности воздуха на процесс горения топливной смеси. |