Плюсы и минусы углеволокна - карбона
Последнее столетие или около того, легковые автомобили и грузовики преимущественно делали из одного материала: из стали.
Не трудно понять, почему - сталь относительно недорогая, ее очень
много, из нее легко делаются детали сложных форм, и изделия из нее
могут быть отремонтированы несложным набором инструментов.
Однако не так давно в автомобильной промышленности наблюдался
всплеск использования альтернативных материалов. Наибольшей
популярностью пользовался алюминий, из-за его легкости, прочности, и
массовости. С другой стороны, он требует гораздо больше энергии для
производства и не так легко поддается обработке как сталь. Какие же еще
альтернативы существуют?
Углепластик. Вы наверняка слышали про этот удивительный материал,
который несомненно стал узнаваем за последние несколько лет, благодаря
своему использованию в автомобильном мире. Углепластик легкий, прочный
и из него можно сделать детали любых форм и размеров. Кроме того,
выглядит он действительно здорово.
Что же такое углепластик, он же карбон (carbon)?
Это состоящий из углеродного волокна и полимерных смол композитный
материал. Волокна располагаются в матрице из полимерных смол (например
эпоксидной). Углеродные волокна представляют собой тонкие волокна около
0.005-0.010 мм в диаметре, состоящие в основном из атомов углерода,
соединенных вместе в микроскопические кристаллы, которые более или
менее расположены параллельно длине оси волокна. Несколько тысяч
волокон углерода скрученные в форме нитей могут быть использованы
самостоятельно, или сплетены в ткань. Ткань из углеродного волокна
тканей укладывается в нужную форму, как правило, вручную, после чего
она запекается в полимере под давлением, и получается углепластик.
Так что же такого замечательного в углепластике?
Детали из него прочные и легкие, что идеально подходит для легковых
и грузовых автомобилей (так же, как и для самолетов, лодок, и прочих
транспортных средств), тоесть мы имеем на руках материал, который имеет
хорошие аэродинамические свойства, достаточно безопасный, и легче чем
сталь или алюминий. Как вы вероятно знаете, легкий автомобиль может
использовать менее мощный двигатель, и как следствие - большую экономию
топлива.
Почему бы не сделать все автомобили из углепластика?
Углепластик прочен и легок, но так же дорог в производстве и
отнимает гораздо больше времени при изготовлении деталей по сравнению с
другими конкурирующими материалами. Кроме того, сталь и алюминий можно
относительно легко отрихтовать и отремонтировать после аварии (заварить
например). Углепластик же при повреждении образует множество осколков,
острых как бритва рваных краев, и так просто восстановить его не
удастся.
Наконец, когда приходит время для замены автомобиля, существует
целый ряд относительно простых шагов, которые могут быть предприняты
для утилизации пластмассы, стали и алюминия. Углеплатик же не так легок
и дешев в переработке и поэтому его вторичное использование под большим
вопросом.
Итак, что же получается?
Углепастик будут продолжать использовать для суперкаров и гоночных
автомобилей, благодаря его уникальным качествам. Тем не менее, пройдет
еще немало лет, пока мы увидим его использование на серийных
автомобилях. В то же время, технологии не стоят на месте, и возможно,
скоро углепластик будет выглядеть как архаизм, так и не попадя в
массовое производство.