Серия
двигателей GA (NISSAN)
Серия
4-х цилиндровых рядных двигателей GA
появилась в 1987 году и пришла на смену
серии двигателей E (13, 15).
Устанавливались они на автомобили
малого и среднего класса фирмы NISSAN до 2001
года.
История
развития серии.
Первыми
появились полуторалитровые моторы
имевшие 3 клапана на цилиндр: GA15S
(карбюраторный) и GA15E (многоточечный
впрыск). Мощность первого составляет 85 л.с.
при 6000 об/мин, а более экологически
чистый GA15E развивал 97 л.с.
при тех же оборотах. Предназначались эти
двигатели для NISSAN SUNNY FB12 и PULSAR
FN13. У этих моторов в механизме
газораспределения присутствует один
распредвал, который приводит в движение
8 впускных (по два на каждый цилиндр) и 4
выпускных клапана. Один ряд клапанов
толкается непосредственно распредвалом,
а другой с помощью коромысел (система SOHC).
Новые по тем временам двигатели
получили цепной привод
газораспределительного механизма (у
двигателей серии E в
приводе ГРМ был зубчатый ремень).
Дальнейшим
развитием серии стали двигатели,
имеющие два распределительных вала и
четыре клапана на каждый цилиндр (система
DOHC). Причём у них в приводе
ГРМ имеется две цепи. Первая из них,
большая по размерам, соединяет
звёздочку коленвала с небольшим валом,
от которого, в свою очередь, приводится в
движение вторая цепь. Данная цепь
соединяет вал со звёздочками, сидящими
непосредственно на распредвалах.
В
1989 году появились карбюраторные
варианты таких моторов: GA13DS, GA14DS, GA15DS.
Причём, карбюраторы на этих двигателях
были с электронным управлением (впрочем
как и на их предшественнике - GA15S).
Двигатель
GA13DS выпускался с 1989 года по 1997 год и
явился самым "слабым"
представителем серии. Устанавливали его,
в основном, на грузопассажирский
универсал NISSAN AD (до 1997 года) и на широко
известный седан малого класса NISSAN SUNNY B13
(до 1994 года). Причём этим двигателем
оснащались машины предназначенные для
продажи только на внутреннем японском
рынке. Мощность мотора с рабочим объёмом
1,3 л составила 79 л.с. при 6000 об/мин, а
крутящий момент составил
104 Нм при 3600 об/мин.
Следующий
представитель серии - GA14DS, напротив,
предназначался для установки на "европейские"
NISSAN SUNNY, на "чистокровных" японках
он замечен не был. Мощность этого
двигателя составила 75 л.с. при 6000 об/мин,
крутящий момент равен 112 Н м при 4000 об/мин. В
1994 году его сменил GA14DE
с многоточечным электронным впрыском
топлива, обладавший мощностью 88 л.с. при
6000 об/мин и крутящим моментом 116 Н м при
4000 об/мин. Этот двигатель ставили
сначала на SUNNY, который в 1995 году был
заменён моделью ALMERA. Судя по всему, этот
двигатель сняли с производства где - то в
2000 году с уходом старого поколения NISSAN
ALMERA.
Самым
распространёнными агрегатами серии GA
стали конечно - же
полуторалитровые GA15DS и
GA15DE.
Сначала
это был карбюраторный GA15DS, ставший
основным мотором для NISSAN SUNNY (кузов FB13)
и PULSAR (кузов FN14).
Оснащали этим двигателем также модели: AD
(кузов MVFY10), SUNNY CALIFORNIA
(кузов WFY10), PRESEA
(кузов R10). Мощность
этого двигателя составила 94 л.с. при 6000
об/мин, а крутящий момент 125 Н м при 4000 об/мин.
Причём на SUNNY, PULSAR
и PRESEA этот двигатель
устанавливали до 1995 года, а для
грузопассажирского универсала NISSAN
AD этот агрегат продолжали
выпускать вплоть до 1997 года.
В
1994 году на смену
карбюраторному мотору пришёл GA15DE с
многоточечным электронным впрыском
топлива (вообще следует отметить, что
примерно в 1993 - 95 годах японские
автопроизводители прекратили выпуск
большинства моделей карбюраторных
двигателей, как не соответствующих
жёстким экологическим нормам,
действующим в Японии и
западноевропейских странах).
Благодаря электронному впрыску,
мощность возросла до 105 л.с при 6000 об/мин,
а крутящий момент достиг 135 Н м при 4000 об/мин.
Этот двигатель выпускали до 2001 года, и
устанавливали на модели: SUNNY (кузов
FB14), PULSAR (кузов
FN15), ALMERA (кузов
FN15), AD (кузов MVFY10
c 1997 года), PRESEA (кузов
R11), WINGROAD (кузов
WFY10), LUCINO (кузова
FN15 и FB14), RASHEEN
(кузов RFNB14).
Отдельно
следует выделить самого "объёмистого"
представителя серии GA16. Дело в том,
что этот двигатель ставили как на SUNNY/PULSAR,
так и на автомобили более высокого
класса. Им оснащали NISSAN PRIMERA (только для
европейского рынка), AVENIR (PRIMERA WAGON), BLUEBIRD.
Причём этот двигатель появившись в 1990
году был как в карбюраторном варианте (GA16DS),
так и с многоточечным электронным
впрыском топлива (GA16DE).
Карбюраторные GA16DS выпускались как
для внутрияпонского рынка, так и для
Европы. Для европейского рынка этот
мотор имел мощность 90 л.с. при 6000 об/мин и
устанавливался, в основном, на NISSAN
PRIMERA (кузов P10)
и PRIMERA WAGON (кузов W10)
до 1995 года. Для японского рынка этот
двигатель выпускали дольше, его ставили
на модель AVENIR в
грузопассажирском варианте вплоть
до 1998 года. Также этот силовой агрегат
был замечен на NISSAN BLUEBIRD (кузов
U13). Мощность этого
двигателя для японского рынка
составляла 97 л.с. при 6000 об/мин.
Выпуск
GA16DE оснащённого
многоточечным впрыском топлива начался
параллельно с выпуском его
карбюраторного собрата. Но это только
для Японии, в Европе же этот двигатель
появился только в 1995 году и полностью
заменил GA16DS в
производственной программе NISSAN.
Мощность GA16DE
варьировалась от 102 л.с. (для "европеек")
до 110 л.с. (для "японок"). В
1995 году этот двигатель подвергли
модернизации - его мощность возросла до
120 л.с. при 6400 об/мин. Правда ставили этот
модернизированный мотор только на
японские NISSAN SUNNY (кузов EB14)
и PULSAR (кузов EN15).
Особенно хорошо пришёлся этот
агрегат для 3-х дверных NISSAN PULSAR
в модификации X1R, т.к.
для такой лёгкой машины мотор в 120 л.с.
обеспечивал отличную динамику.
Опыт
эксплутатации.
По
многочисленным отзывам владельцев,
двигатели серии GA очень
неприхотливы в эксплуатации и не
требовательны к качеству масла и
топлива (хотя злоупотреблять этим
конечно - же не стоит). Основные
отличительные черты этих двигателей -
простота и надёжность.
Наиболее
часто возникающие проблемы с этими
двигателями касались карбюраторов. У
них из-за нашего "качественного"
этилированного бензина могут
засоряться сеточки, жиклеры, а также
сбивается электроника. Двигатели
оснащённым впрыском топлива - более
безпроблемны.
Из
других особенностей серии GA стоит
отметить наличие цепи в приводе
газораспределительного механизма (что
является несомненным достоинством).
Привод клапанов у всех двигателей серии
- через тарельчатые толкатели без
гидрокомпенсаторов. Это означает, что
тепловые зазоры клапанов необходимо
периодически регулировать, но это же
обстоятельство делает двигатель менее
требовательным к качеству масла.
Сложных систем изменения фаз
газораспределения у этих двигателей
также нет. В целом, следует отметить, что
двигатели серии GA не менее надёжны (а
в чём-то и надёжнее) в эксплуатации, чем
тойотовские двигатели аналогичного
литража серии A (4A, 5A).
Сводная
таблица с данными по серии GA
Модель
двигателя
|
Годы выпуска |
Рабочий объём, см3 |
Мощность (л.с.)/при
оборотах |
Крут.момент (Н*м)/при
оборотах |
Степень сжатия |
Клапанов на цилиндр |
GA13DS |
1989-97 |
1295 |
79/6000 |
104/3600 |
9.5 |
4 |
GA13DE |
1994-99 |
1295 |
85/6000 |
109/4400 |
9.5 |
4 |
GA14DS |
1989-94 |
1392 |
75/6000 |
112/4000 |
9.8 |
4 |
GA14DE |
1994-2000 |
1392 |
88/6000 |
116/4000 |
9.9 |
4 |
GA15S |
1987-90 |
1497 |
85/6000 |
122/4000 |
9.5 |
3 |
GA15E |
1987-90 |
1497 |
97/6000 |
129/4400 |
9.2 |
3 |
GA15DS |
1989-97 |
1497 |
94/6000 |
125/4000 |
9.8 |
4 |
GA15DE |
1994-2001 |
1497 |
105/6000 |
135/4000 |
9.5 |
4 |
GA16DS (Европа) |
1990-95 |
1597 |
90/6000 |
132/4000 |
9.5 |
4 |
GA16DS (Япония) |
1990-98 |
1597 |
97/6000 |
132/4000 |
9.5 |
4 |
GA16DE (Европа) |
1995-2001 |
1597 |
102/6000 |
145/4000 |
9.5 |
4 |
GA16DE (Япония) |
1990-1995 |
1597 |
110/6000 |
147/4000 |
9.5 |
4 |
GA16DE (Япония) |
1995-2001 |
1597 |
120/6400 |
145/4400 |
9.9 |
4 |
Данные, которые могут помочь
при ремонте и поиске запчастей для
двигателя GA16DS (часть характеристик
может быть общей с другими двигателями
серии), приведены в таблице:
Параметр |
Значение параметра |
Основные
данные |
диаметр цилиндра, мм |
76 |
ход поршня, мм |
88 |
число цилиндров |
4 |
рабочий объём, см3 |
1597 |
Давление
компрессии |
Стандарт, кПа |
1,373 |
Минимум, кПа |
1,177 |
Разница между цилиндрами,
кПа
|
0,098 |
Поршневой палец
|
наружный диаметр, мм |
18.989 - 19.001 |
длина, мм |
60 |
Поршневые
кольца |
высота первого
компрессионного кольца, мм |
1,5 |
высота второго
компрессионного кольца, мм |
1,5 |
высота
маслосъёмного кольца, мм |
2,8 |
Коренные
подшипники |
диаметр шейки вала,
мм |
49,964 |
диаметр постели, мм |
53,65 |
ширина вкладыша, мм |
22/18/27 |
толщина вкладыша, мм |
1,834 |
Шатунные
подшипники |
диаметр шейки вала,
мм |
39,974 |
диаметр постели, мм |
43 |
ширина вкладыша, мм |
17 |
толщина вкладыша, мм |
1,501 |
Сальник
коленчатого вала передний |
диаметр наружный, мм |
52 |
диаметр внутренний,
мм |
40 |
ширина, мм
|
8 |
Сальник
коленчатого вала задний |
диаметр наружный, мм |
104 |
диаметр внутренний,
мм |
84 |
ширина, мм
|
8 |
Тепловые
зазоры в клапанах (на холодном
двигателе) |
тепловой зазор
впускного клапана, мм |
0,25-0,33 |
тепловой зазор
выпускного клапана, мм |
0,32-0,40 |
Тепловые
зазоры в клапанах (на горячем
двигателе) |
тепловой зазор впускного
клапана, мм
|
0,32-0,40 |
тепловой зазор выпускного
клапана, мм
|
0,37-0,45 |
Клапан впускной
|
диаметр тарелки, мм |
29,9-30,1 |
длина, мм |
92,05-92,45 |
диаметр стержня, мм |
5,465-5,48 |
Клапан выпускной
|
диаметр тарелки, мм |
23,9-24,1 |
длина, мм |
92,42-92,82 |
диаметр стержня, мм |
5,445-5,460 |