Серия
двигателей S (TOYOTA)
Серия
4-х цилиндровых рядных двигателей S
(1S, 2S, 3S, 4S, 5S) появилась в 1982 году и наряду
с двигателями серии А (4А, 5А и др.), в
течение долгого времени являлась
основой в производственной программе
концерна TOYOTA. Интересно, что за
историю развития серии существовало
четыре различных системы топливоподачи:
карбюратор (двигатель 1S-U),
центральный (одноточечный) электронный
впрыск (двигатели 1S-Ui, 4S-Fi),
многоточечный (распределённый) впрыск (двигатели
2S-FE, 3S-FE, 4S-FE, 5S-FE, 3S-GE) и
наконец, непосредственный электронный
впрыск (двигатель 3S-FSE). Двигатели 1S
всех модификаций и 2S-FE имеют
гидрокомпенсаторы клапанных зазоров,
что означает отсутствие необходимости в
их регулировке.
Первым
появился карбюраторный 1S-U, рабочим
объёмом 1,8 л., выпуск которого начался в
1982 году, одновременно с "выходом в
свет" первого поколения TOYOTA CAMRY/VISTA (кузов
SV10). Кроме CAMRY/VISTA этот двигатель "на
вооружение" получили CARINA/CORONA и MARK II/CHASER/CRESTA. Мощность этого двигателя
составила 100 л.с. при 5400 об/мин. Сняли с
производства этот двигатель в 1988 году,
когда закончился выпуск MARK II/CHASER/CRESTA в 70-м
кузове.
Параллельно
1S-U, в 1983 году начался выпуск
двухлитрового 2S-FE с многоточечным
электронным впрыском топлива (EFI),
ставили который на модели CAMRY/VISTA и CARINA ED до 1987 года, когда на смену ему
пришёл 3S-FE. В отличие от 1S-U и 1S-Ui
этот двигатель имел 4 клапана на цилиндр
с приводом от двух распределительных
валов (DOHC). Мощность этого двигателя
составила 120 л.с. при 5400 об/мин, что очень
неплохо для двухлирового двигателя 1983 года
разработки.
Автомобили с двигателем 2S-FE имели на
заднем стекле надпись - 16 VALVE EFI.
В
1985 году начался выпуск 1S-Ui, который в
отличие от 1S-U, вместо карбюратора
оснастили центральным (одноточечным)
электронным впрыском топлива (система Ci), что
положительно сказалось на
экологических параметрах двигателя и повысило его экономичность.
Интересно, что 1S-Ui ставили на CAMRY/VISTA и
CARINA/CORONA, но его никогда не было на
автомобилях более высокого класса - MARK II/CHASER/CRESTA,
где оставили карбюраторный 1S-U.
Автомобили оснащённые этим двигателем
имели на заднем стекле надпись - Ci (Central
injector).
Выпуск
нового поколения двигателей серии S
пришёлся на 1987 год, ведь именно тогда
появились двухлитровый 3S и его "младший
брат" 4S с рабочим объёмом 1,8 л. Первый имел 4 клапана
на цилиндр и многоточечный
электронный впрыск топлива, что и
определило его маркировку - 3S-FE. С
небольшими изменениями, этот двигатель
выпускается до сих пор. Куда его только
не ставили... CAMRY/VISTA (кузова SV20/30/40), CORONA/CARINA/CALDINA,
RAV4, TOWN ACE, IPSUM, и на многие другие модели
автомобилей. Мощность
этого двигателя, в зависимости от машины
куда он ставился и года выпуска, могла
варьироваться от 129 до 140 л.с. Пожалуй,
двигателей 3S-FE, выпустили больше
всего из всей серии, причём он широко
встречается как на чисто японских
моделях TOYOTA, так на моделях выпускаемых
для европейского и американского рынков.
Как
и у многих других серий двигателей
производства концерна TOYOTA, серия S не
обошлась без более форсированных
двигателей с приставкой GE. У этих
двигателей, в отличие от обычных FE,
каждый из распределительных валов имеет
собственный привод от ремня ГРМ (у
двигателей FE от ремня ГРМ приводится
один распределительный вал, а второй
распредвал приводится от первого через
шестерню). В серии S им стал 3S-GE,
который появился примерно в
одно время с 3S-FE, и
предназначался, в первую очередь, для
TOYOTA CELICA. Ставили этот двигатель, кроме
CELICA, на CARINA ED/CORONA EXIV, CORONA GT-R (1987 - 90 г.), CAMRY/VISTA (кузова
SV20/30), CALDINA GT, ALTEZZA. Степень форсировки и,
соответственно мощность этого
двигателя сильно разнятся в зависимости
от модели автомобиля и года выпуска. Так у CORONA
GT-R (1987 - 90 г.) мощность 3S-GE была 160 л.с.
при 6400 об/мин, а у ALTEZZA RS выпускаемых в
настоящее время, она составляет уже 210 л.с.
при 7600 об/мин.
Самым
мощным из всей серии двигателей S
стал 3S-GTE, который, как следует из
названия имел турбонаддув. Выпуск этого
двигателя начался в 1990 году и
предназначался он для CELICA GT-FOUR. Первоначально,
мощность этого двигателя составляла 225 л.с
при 6000 об/мин, а у двигателей выпускаемых
в настоящее время она возросла до 260 л.с
при тех - же оборотах. Сейчас эти
двигатели устанавливают только на CALDINA GT.
Последней
разработкой в серии S стал 3S-FSE с
непосредственным электронным впрыском
топлива (фирменное обозначение: D-4),
выпуск которого начался в 1997 году.
Устанавливали этот двигатель на модели
CORONA PREMIO, VISTA, NADIA и явился он, по сути "пробным
камнем" по внедрению двигателей с
непосредственным впрыском топлива в
производственной программе TOYOTA . В
настоящее время он активно вытесняется
принипиально новым двухлитровым 1AZ-FSE.
Более
"слабый" 4S, первоначально получил центральный электронный
впрыск топлива, но в отличие от своего
предшественника - 1S-Ui, он имел 4
клапана на цилиндр и назывался 4S-Fi.
Мощность его составляла 105 л.с при 5600 об/мин.
Предназначался он для CARINA/CORONA, CAMRY/VISTA, CARINA
ED/CORONA EXIV,
MARK II/CHASER/CRESTA и выпускался до 1990 когда был заменён 4S-FE с многоточечным
электронным впрыском топлива (EFI).
Автомобили с двигателем 4S-Fi имели на
заднем стекле надпись - 16 VALVE Ci.
Как
уже говорилось выше, в 1990 году 4S-Fi заменили
на 4S-FE, который кроме иной
системы впрыска топлива, отличался
более высокой степенью форсировки и
соответственно мощностью, которая
составила 125 л.с. при 6000 об/мин. Выпускали
этот двигатель до 1999 года. Устанавливали
его на CORONA/CARINA, MARK II/CHASER/CRESTA, CARINA ED/CORONA EXIV,
CURREN, CELICA. Автомобили с двигателем 4S-FE
до 1992 года выпуска имели на заднем
стекле надпись - 16 VALVE EFI.
Самым
"объёмистым" в серии стал 5S-FE с
рабочим объёмом 2,2 л. Первоначально
разработанный для модели CAMRY в американо
- европейском исполнении, на внутреннем
японском рынке он появился в 1993 году,
одновременно с моделью SCEPTER (которая по
сути и являлась американо - европейской
CAMRY). Позже этот двигатель стали
устанавливать на теперь уже общую для всех
рынков CAMRY/CAMRY GRACIA в кузове SXV20 (модель 1997
года), недавно снятую с производства.
Двигатель 5S-FE отличался умеренной
мощностью, которая составляла 140 л.с. при
5600 об/мин.
Основываясь
на отзывах автомехаников и людей
эксплуатирующих автомобили с
двигателями серии S, cкажем немного
об эксплуатационных характеристиках
этих двигателей и их надёжности (естественно
не надо забывать, что скажем 3S-FE и 3S-GE
могут существенно отличаться по этим
показателям). Достаточно простые по устройству и в
ремонте (хотя их сложнее ремонтировать чем
скажем серию тойотовских двигателей А (4A,
5A)). Довольно
малошумны и надёжны, по крайней мере
особых проблем, при должном уходе, с ними
не возникает. Их
недостатком является повышенная
чувствительность к качеству топлива и
масла, особенно это касается
высокофорсированных 3S-GE и 3S-GTE.
Заливать 76-й или некачественный 92-й бензин
в бак автомобиля даже с карбюраторным 1S-U
крайне не рекомендуется!
Сводная
таблица с данными по
серии S
Модель
двигателя |
Годы выпуска |
Рабочий объём, см3 |
Мощность/при оборотах |
Крут.мом/при оборотах |
Степень сжатия |
Система подачи топлива |
Клапанов на цил. |
1S-U |
1982-88 |
1832 |
100/5400 |
152/3400 |
- |
карбюр. |
2 |
1S-Ui |
1985-87 |
1832 |
105/5400 |
160/2800 |
- |
Ci |
2 |
2S-FE |
1983-1987 |
1995 |
120/5400 |
173/4000 |
9.8 |
EFI |
4 |
3S-FE |
1987-2002 |
1998 |
129-140/6000 |
181-186/4400 |
9.5 |
EFI |
4 |
3S-GE |
1987-2002 |
1998 |
от 160/6400 до 210/7600 |
от 191/4800 до 216/6800 |
10,2 - 11,5 |
EFI |
4 |
3S-GTE |
1990-2002 |
1998 |
от 225/6000 до 260/6000 |
от 275/4000 до324/4000 |
9 |
EFI |
4 |
3S-FSE |
1997-2002 |
1998 |
145/6000 |
196/4400 |
10 |
D-4 |
4 |
4S-Fi |
1987-1990 |
1838 |
105/5600 |
152/2800 |
9.3 |
Ci |
4 |
4S-FE |
1990-1999 |
1838 |
125/6000 |
162/4600 |
9.5 |
EFI |
4 |
5S-FE |
1993-2001 |
2163 |
140/5600 |
191/4400 |
- |
EFI |
4 |
Данные, которые могут помочь
при ремонте и поиске запчастей для
двигателя 3S-FE (часть характеристик
может быть общей с другими двигателями
серии), приведены в таблице:
Параметр |
Значение
параметра |
Основные
данные |
диаметр
цилиндра, мм |
86 |
ход
поршня, мм |
86 |
число
цилиндров |
4 |
рабочий
объём, см3 |
1998 |
Поршневой
палец |
наружный диаметр,
мм |
20 |
длина,
мм |
66 |
Поршневые
кольца |
высота
первого
компрессионного
кольца, мм |
1,5 |
высота
второго
компрессионного
кольца, мм |
1,5 |
высота
маслосъёмного
кольца, мм |
4,0 |
Коренные
подшипники |
диаметр
шейки вала, мм |
55,001 |
диаметр
постели, мм |
58,999 |
ширина
вкладыша, мм |
19,2/22,9 |
толщина
вкладыша, мм |
1,994 |
Шатунные
подшипники |
диаметр
шейки вала, мм |
48 |
диаметр
постели, мм |
51 |
ширина
вкладыша, мм |
20,4 |
толщина
вкладыша, мм |
1,448 |
Сальник
коленчатого вала
передний |
диаметр
наружный, мм |
60 |
диаметр
внутренний, мм |
42 |
ширина, мм |
7 |
Сальник
коленчатого вала
задний |
диаметр
наружный, мм |
105 |
диаметр
внутренний, мм |
85 |
ширина, мм |
10 |
Сальник
распределительного вала |
диаметр наружный, мм |
50 |
диаметр внутренний, мм |
38 |
ширина, мм |
8 |
Тепловые
зазоры в клапанах (на
холодном
двигателе) |
тепловой
зазор впускного
клапана, мм |
0,19-0,29 |
тепловой
зазор выпускного
клапана, мм |
0,28-0,38 |
Ремень
газораспределительного механизма (ГРМ) |
количество зубьев |
163 |
шаг зубьев, мм |
8 |
ширина ремня, мм |
26,7 |
Данные, которые могут помочь
при ремонте и поиске запчастей для
двигателя 5S-FE:
Параметр |
Значение
параметра |
Основные
данные |
диаметр
цилиндра, мм |
87 |
ход
поршня, мм |
91 |
число
цилиндров |
4 |
рабочий
объём, см3 |
2164 |
Поршневые
кольца |
высота
первого
компрессионного
кольца, мм |
1,5 |
высота
второго
компрессионного
кольца, мм |
1,5 |
высота
маслосъёмного
кольца, мм |
3,0/4,0 |
Коренные
подшипники |
диаметр
шейки вала, мм |
55,001 |
диаметр
постели, мм |
58,999 |
ширина
вкладыша, мм |
19,2 |
толщина
вкладыша, мм |
1,994 |
Шатунные
подшипники |
диаметр
шейки вала, мм |
52 |
диаметр
постели, мм |
55 |
ширина
вкладыша, мм |
18 |
толщина
вкладыша, мм |
1,991 |
Клапан
впускной |
диаметр
тарелки, мм |
32 |
длина,
мм |
100,7/97,6 |
диаметр
стержня, мм |
6 |
Клапан
выпускной |
диаметр
тарелки, мм |
26,9/27 |
длина,
мм |
100,4/90,9 |
диаметр
стержня, мм |
6 |
Ремень
газораспределительного
механизма (ГРМ) |
количество
зубьев |
163 |
шаг
зубьев, мм |
8,0 |
ширина
ремня, мм |
26,7 |
|