ТИПЫ
ФАР
Рефлектор
(отражатель) - это зеркальная вогнутая поверхность,
служащая для формирования светового пучка нужной формы. Источником света
являются автомобильные лампы (
подробнее
о типах ламп...). На современных авто рефлектор имеет ступенчатую
структуру, похожую на граненый стакан, каждый сегмент отвечает за
освещение определенного участка дороги.
Если
в фаре один рефлектор (
односекционные
фары), то он используется одновременно и для ближнего, и
для дальнего света; при внимательном рассмотрении в нем можно увидеть
конструктивно выделеные области, соответствующие ближнему и дальнему
свету (рис. 1). В таких фарах используются двухнитевые лампы типа H4.
В
двухсекционных
фарах соответственно два рефлектора, один из которых
формирует дальний свет и находится как правило ближе к центру кузова,
другой отвечает за ближний свет (рис. 2). Очень редко встречаются машины
с двухсекционными фарами, одна секция в которых отвечает за
ближний/дальний, а другая за противотуманный свет.
 |  |
рис.
1 Одна секция. Ближний/дальний совмещен | рис. 2
Две секции. Раздельный ближний/дальний |
 |
 |
рис.
3 Две секции. Верхняя - ближний свет, нижняя - дальнийХрустальные
фары - фары с сегментным отражателем и гладким (прозрачным)
стеклом или пластиком (рис.1 - рис.3).
Преимущества стеклянных фар перед пластиковыми фарами
очевидны (в плане эксплуатации): стекло не царапается, не мутнеет, не
желтеет и, соответственно, не ухудшает освещенности дороги. Однако,
пластиковые фары при
правильном
уходе можно предохранить от подобных повреждений или
восстановить с помощью полировки
(рис. 4). У них есть и "плюсы" перед стеклянными - пластик лишен
хрупкости и не разбивается при попадании камней, а при ДТП с участием
пешеходов они более безопасны для последних.

рис. 4 Пластиковые фары (до и
после полировки)Рифленые
фары - другой тип рефлекторных фар, в абсолютном
большинстве они стеклянные . Их особенностью являются гладкий отражатель
и рифленое стекло - рассеиватель, формирующий световой поток (рис. 5). У
таких фар есть серьезные "минусы" при попытке модернизации. Во-первых, в
них НЕЛЬЗЯ ставить ксенон, так как ослепление встречных машин
гарантированно, причем гараздо более сильное, чем в случае с
хрустальными фарами с ксеноном. Во-вторых, чтобы установить в фару
линзованный модуль (для чего это нужно расскажем ниже), обязательное
условие - шлифовка рифления стекла.
рис.
5 Рифленая фара (слева со снятым стеклом)Модульная оптика - один из вариантов
решения, если автовладельца не устраивает качество света или он хочет
изменить облик своего любимца. В такие фары устанавливаются модули
ближнего, дальнего и иногда противотуманного света, а также габариты и
поворотники. Стекло заменяется маской из стеклопластика, обычно
покрашенной в цвет авто. В таких фарах затруднена регулировка света, а
корректор как правило не ставят вовсе, так как возникают проблемы в его
работе (в зазор между маской и модулем набивается снег или грязь, что
мешает движению модуля вверх/вниз). Цена и сроки изготовления таких фар
достаточно высоки.
рис.
6 Модульные фарыМодули представляют
собой герметичные самостоятельные оптические элементы, и также как фары
бывают линзованными и рефлекторными (рис. 7). Различают моно- и
бимодули. В бимодуле (билинзе) реализован одновременно ближний/дальний
свет, а переключение происходит перемещением шторки, формирующей
светотеневую границу (СТГ) ближнего света (рис. 8 ).
 |  |
рис.
7 Мономодули | рис. 8 Бимодуль со снятой линзой.
Переключение ближний/дальний |
Принципиально
галогеновый и ксеноновый модули отличаются цоколем лампы и
светораспределением внутри светового пучка (для ксенона выше требования
по равномерности распределения света на дороге). Также мономодули могут
отличаться формой шторки, для ксенона всегда ступенька, для галогена
может быть и ступенька, и галка.

рис. 9
Светотеневая граница для галогена и ксенона Линзованные
фары (прожекторная оптика) содержат в своей конструкции
собирающую линзу и находят наибольшее предпочтение среди автовладельцев.
Безусловно, у линзованных фар есть ряд преимуществ перед рефлекторной
оптикой:
— выше КПД, т.е. бОльшая часть света от лампы попадает
на дорогу;
— более эффективное светораспределение - перед машиной нет
яркого слепящего светового пятна, бОльшая часть света переносится
вдаль, освещенность дороги что в 10, что в 50 метрах одинаковая;
—
более равномерное освещение дорожного полотна, нет чередующихся светлых и
темных пятен;
— четкая светотеневая граница - отсутствует
ослепляющий эффект, можно приподнять фары и светить дальше;
— шире
освещенная часть дорожного полотна, видны обочины по обоим краям дороги;
—
более экономное расходование омывающей жидкости из-за меньшего размера
очищаемой области фары при использовании омывателя высокого давления;
—
стильный современный вид;
— и, конечно же, главное достоинство -
возможность установки ксенона (
правильного ксенона!).
рис.
10 Линзованные фарыРефлекторные фары можно
модернизировать, установив в них любой линзованный модуль (
примеры работ). Также с
помощью установки линз можно решить
проблему "неправильного" света на
автомобилях с правым рулем, и, соответственно, проблему прохождения
техосмотра.
Внутри фары
линза оформляется декоративным элементом или
блендой,
которая, как правило, является частью
маски.
Маска определяет цвет фары и обычно имеет зеркальное покрытие, она не
участвует в формировании светового пучка. Окрасив маски, к примеру, в
серебристый металлик, черный металлик или матовый черный можно изменить
облик Вашего авто и придать ему неповторимый стиль.
рис.
11 Чернение фар