ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ЛИНЗОВАННОЙ ОПТИКИ
В фарах некоторых современных
авто (Toyota Avensis, Mercedes, BMW, Range Rover, Volvo и т.д.)
установлены линзы ближнего света с ксеноновыми или галогеновыми лампами:
Иногда
в течение срока эксплуатации качество света заметно ухудшается, линза
изнутри становится матовой (слева - нормальная линза, справа - с
налетом):
Это
происходит по следующим причинам:
- нарушение технологии при
производстве фар. Типичный представитель -
Toyota Avensis (ссылка на
статью) - нарушение технологии замены ламп на автосервисе, в
т.ч. и у официальных дилеров.
При замене любых ламп, их обязательно
нужно обезжиривать! При самостоятельной замене
ламп Вы можете использовать для этого очиститель карбюратора
(карбклинер) в аэрозольной упаковке - он продается в любом автомагазине.
Мы применяем специальные эфиросодержащие очистители фирм Wurth и Forch.
Если этого не сделать, то при включении лампы и ее нагреве
жироподобные загрязнения от упаковки или пальцев установщика начнут
интенсивно испаряться с поверхности колбы и оседать на более холодном
отражателе, линзе и внутренней поверхности стекла фары в виде налета
белого цвета (копоти) - именно его видно на линзе спереди фары. А вот
как это выглядит на самом отражателе:
Этот
налет не отражает, а поглощает свет, при этом сильно нагреваясь.
Современный отражатель представляет собой "бутерброд", состоящий из
нескольких слоев:
- металлического или композитного корпуса;
-
выравнивающего слоя лака (подложки);
- зеркального (отражающего)
слоя - как правило, напыленного в вакууме алюминия;
- защитного
лакового слоя, предохраняющего зеркало от окисления и механических
повреждений.
При нормальной работе фары свет от лампы
беспрепятственно проходит через верхний лаковый слой отражателя,
отражается от зеркального слоя, опять проходит слой защитного покрытия и
далее фокусируется собирающей линзой на дорожном полотне. (Из всей
конструкции модуля снаружи фары видна только линза).
При этом
отражатель нагревается не сильно: примерно до 60 градусов. Когда
поверхность лакового слоя отражателя загрязняется, он теряет свои
отражающие свойства: слой копоти поглащает свет, при этом сильно
нагреваясь до температуры, превышающей предельно допустимую для лакового
слоя. Это приводит к выгоранию сначала слоя защитного лака, затем
зеркала, далее отражатель прогорает до корпуса:
Если
корпус отражателя выполнен из пластика, он начинает плавится, лампа
смещается до касания с пластиком, затем взрывается, иссекая осколками
внутреннюю поверхность стекла. Такая фара подлежит замене, зачастую
вместе с блоком розжига, который стоит весьма недешево.
Если
выгорает только часть защитного лака, отражатель можно восстановить
повторным напылением слоя лака. Если процесс запущен, и прогорает
зеркальное покрытие - дешевле восстановить фару с помощью замены
линзованного модуля.
Процесс восстановления фар выглядит
следующим образом:
1. Фары демонтируются с автомобиля. Для этого, как
правило, требуется частичное или полное снятие бампера.
2. Фары
помещаются в термошкаф, где разогреваются до температуры, безопасной для
пластика и встроенной электроники
3. Снимается стекло, из фары
извлекаются модули, оценивается их состояние
4. Производится либо
напыление защитного лака на отражатель, либо замена модуля.
5. Модуль
вставляется обратно, проверяется его соосность с секцией дальнего света
6.
Внутренности фары обеспыливаются, в канавки корпуса добавляется
герметик
7. Фара снова разогревается в термошкафу, затем
приклеивается стекло
8. Стекла фар полируются при необходимости
9.
Собранные фары устанавливаются на автомобиль
10. Производится
настройка света на специальном стенде (реглоскопе)